Глава третья

Не верь всему, что видишь, ведь даже соль выглядит как сахар.

Арабская пословица

Иудаистом или человеком иного вероисповедания, соблюдающим Шаббат, Саморуков не был, однако по субботам он привык бездельничать.

Вот и в этот раз Тимофей провел первый выходной день, лежа на диване в компании кота и лениво читая новости на технических порталах, слушая музыку и решая в уме шахматные задачки из старых научно-популярных журналов, составлявших существенную часть его домашней библиотеки.

Штернлихт не звонила, и в этом Тимофей не видел ничего удивительного: зная характер Машиного мужа, Тимофей был уверен в том, что двое-трое суток ─ совершенно минимальный срок для того, чтобы Николай ─ этот незлобивый, но очень эмоциональный и вспыльчивый человек ─ смог бы успокоиться, прийти в себя и прекратить гневаться на всех вокруг после сообщения о предстоящем внезапном замужестве дочери.

Костик Петров на связь тоже пока не выходил.

─ Привет, Костя! Звоню, прости, поздно, но меня попросила Мария Генриховна, ─ Саморуков не стал лукавить и изворачиваться. ─ Для нее важно, чтобы ты завтра был в форме и на подъеме.

─ Тимофей Александрович, здравствуйте! Мария Генриховна вас попросила?! Да, она классная и вообще, но… спасибо вам, что позвонили! Мне ведь, понимаете, не с кем об этом поговорить: мама давно умерла; отец где-то в Сибири; бабушка, конечно, за свадьбу; Аня же… она…

─ Что не так с Аней?.. Она разве сомневается? ─ напрягся Саморуков.

─ Нет! Но она боится своего папы ─ хотя… это ерунда! Главное, как мне кажется, она боится нашего с ней будущего! ─ голос Костика стал тише и как-то тоскливо заскрипел: ─ Мы же с ней очень разные! Вот смотрите, я ─ «ботаник» и педант, а она… она такая же, как её мама ─ сильная, резкая и дерзкая!

─ Как ты думаешь, Костя, почему мы с Машей… ну, мамой Ани, столько лет дружим? Ответ простой: нам интересно вместе, и мы друг друга во многом дополняем. Я ведь, как и ты, педант и «ботаник», а Маша, она… короче, характеристику ты уже обозначил. Не пойми превратно ─ мы не любовники и никогда ими не были, хотя, возможно, если бы познакомились лет двадцать пять тому назад, когда оба еще были свободны, то может, и сошлись бы. Как-то так…

─ Это вы-то «ботаник»?! ─ нервно и почему-то ядовито рассмеялся Костик. ─ Простите, но такой эпитет вам совсем не подходит!

─ Я? Конечно, я «ботаник»! Просто уже старый… хорошо, матерый «ботаник». Не забивай голову ерундой: в любом случае ты ничего не теряешь.

─ Как это не теряю, Тимофей Александрович?! А если этот брак развалится?! ─ теперь Костик уже не скрипел, а наоборот ─ почти что звенел. ─ Это же станет катастрофой!

─ Костя, катастрофа ─ это упустить возможность из-за ложных предпосылок. Вот пример ─ что-то вроде доказательства от обратного ─ моя собственная история. Понятно, что вопросы взаимоотношений ─ вовсе не точная наука, только эмпирику никто не отменял, ─ Саморуков не любил откровенничать на эту тему, поэтому начал с общего и кратко: ─ Мы с моей бывшей женой всем казались ─ и даже нам самим! ─ идеальной парой ─ ведь мы были очень похожи: одинаковые взгляды на карьеру, общественную жизнь и политику; увлечения вне учебы, а потом и работы ─ туризм, велосипеды, итальянская кухня, дачная романтика; подходы к воспитанию ребенка. К чему это привело? По прошествии ряда лет нам обоим стало ужасно скучно друг с другом.

─ Не было драйва?

─ Если драйв и был поначалу, Костя, то потом он исчез, однако… был сын. Затем и Даня вырос. Мы с женой спокойно всё обсудили ─ думали-то мы снова одинаково! ─ и… также спокойно, по-дружески, разошлись. А теперь вот что я тебе скажу: ты упомянул о якобы страхе твоей невесты по поводу будущего, но, по-моему, его боишься именно ты.

─ Я? Почему, Тимофей Александрович?

─ Смотри сам: Аня приняла решение и с пути не сворачивает, отстаивает свое мнение ─ ругается с отцом, например. А ты… какую-то, прости, глупую «катастрофу» воображаешь. При этом свою собственную нерешительность зачем-то приписываешь Ане. Ты неправ.

─ Вы меня сейчас отчитали ─ прям как мой папа, но только с другим знаком: он это делает, потому как против моей женитьбы, а вы ─ потому что за неё. Так?

─ Я тебя не отчитываю, и я не «за». Я говорю о том, что вижу и слышу. Мать Ани, думаю, меня поэтому и попросила тебе позвонить: она понимает, что дочка не отступит, а ты… психуешь и пытаешься всё просчитать на долгие годы вперед. В общем, Мария Генриховна мне велела тебе передать, что помощь ты получишь.

─ Психую? Да, так и есть. А… помощь? Тимофей Александрович, вы о чем? ─ голос бывшего аспиранта снова просел.

─ Помощь с её стороны. Она считает тебе порядочным человеком и готова с тобой дружить. Не подведи её. На выпады будущего тестя старайся завтра не реагировать: он вскоре успокоится и тоже тебя примет.

─ Вы как заправский сват какой-то говорите… ─ Костик шмыгнул носом. ─ Почему?

─ Потому что вы оба ─ и ты, и Аня ─ мне не чужие. Кстати, на что вы собираетесь жить?

─ Если вы о деньгах, то возьму еще уроки ─ вы же знаете, я не только на кафедре работаю, но и репетиторствую по вечерам: химия для школьников, подготовка к ЕГЭ… И Аня собирается бизнес открыть ─ её куклы любимые… Ну, будет одежду шить для них ─ недаром «Тряпочку» оканчивает, а я сайт для рекламы и продаж сделаю ─ раскрутить его мой лучший школьный друг пообещал помочь: он спец по SEO. План есть, выживем, справимся.

─ А выживать-то где будете? ─ не унимался Тимофей, понимая при этом, что беспокоится он понапрасну: парень сдюжит, хотя и совсем зеленый.

─ В каком смысле? А, вы о квартире? Так там же, где я сейчас, на Гороховой, у моей бабушки ─ она согласна. Три комнаты: одна бабушкина, вторая моя, а третья потом будет…

─ Детской?

─ Наверное, да. Только ремонт сперва надо сделать… Вгоняете вы меня в краску, Тимофей Александрович! ─ рассмеялся, но уже открыто и по-доброму, Костик. ─ Главное, что бабушка хочет чтобы мы с ней жили ─ она Аню любит и… меня.

─ Это здорово, Костя! Я рад. Искренне.

─ А вы меня тренируете сейчас? Перед завтрашним?

─ Тренирую, ─ тоже рассмеялся Саморуков. ─ Прости за это. Завтра, пожалуйста, там, у Штернлихт, говори так же уверенно, как сейчас, а про «катастрофу» и прочую ерунду вообще забудь, договорились?

─ Хорошо. Просто… Ну, блин, кому мне это еще высказать?! Эти сомнения… они ж все равно есть, как бы не был я в себе и в Ане уверен, понимаете?

─ Понимаю, и молодец, что высказал. Хочется верить, что теперь их стало меньше. Давай я тебе еще одну идею ─ отчасти тоже от Марии Генриховны ─ закину для размышлений на досуге: в нашем институте намечается серьезная реформа. Пока всё мутно, но у меня может появиться возможность предложить тебе место. Я не спрашиваю сейчас о том…

─ Тимофей Александрович, вы меня потом спросите, а я потом же и соглашусь, ладно? ─ снова рассмеялся бывший аспирант. ─ Вы же знаете, что я в любом случае к вам с Марией Генриховной пойду.

─ Гм, я сейчас ─ да и раньше ─ позвал бы, но я не в тех правах…

─ Я понимаю, Тимофей Александрович. Поэтому и не напрашиваюсь: будет время ─ будет и разговор.

─ Спасибо, Костя. Чтобы добавить конкретики, вот еще одна задумка: новая должность может предполагать не только научно-практическую работу в отделе синтеза, но и организаторскую. Например, разработку программ для наших подшефных: школ, техникумов, лицея и всех прочих. Или, что еще лучше, ─ создание химического общества или клуба при нашем институте ─ это сам директор предложил. Вот такие перспективы.

─ И вы хотите, чтобы я потом ─ ну, если срастется ─ занялся шефскими программами и клубом? Гм, это интересно ─ мне нравится работать с детьми: репетиторствую ведь в удовольствие, а не только ради заработка.

─ Ну и отлично! Оборудование, реактивы, а главное, помещения мы выделим ─ об этом директор тоже упомянул. Так что будет где развернуться, ─ улыбнулся вероятному успеху своего нехитрого маневра Саморуков, ─ но пока ничего не планируем, а просто имеем в виду, окей?

─ Окей, Тимофей Александрович. Вы придете на… помолвку?

─ Извини, Костя… Мы с Машей посовещались и решили, что завтра мне у них лучше не появляться.

─ Почему? Я был бы рад… ─ в очередной раз голос Кости заметно погрустнел.

─ Маша так же сказала, только… день будет непростым для всех вас, но особенно для Николая Васильевича. Он жену, конечно, ко мне не ревнует, но Николай ─ отец Ани и именно ему быть там завтра главным. Понимаешь, о чем я?

─ Патриарх, старейшина?

─ Да.

─ Мне ему в этом подыгрывать?

─ Нет, будь собой.

─ А если я заупрямлюсь по какому-нибудь поводу? Вы же меня знаете, я могу упереться рогом и…

─ Упирайся, спорь, доказывай. Лучше так, чем сдаваться и беспрекословно подчиняться. Коля ─ мужик опытный и мудрый. Не пасуй перед ним, веди себя достойно ─ он поймет, оценит и сделает правильные выводы.

─ Значит, быть завтра драке?

─ Драки не будет, Костя, но постоять за себя тебе придется. Ничего страшного, быстрее найдете общий язык.

─ М-да, нагнали вы на меня страху, Тимофей Александрович! ─ голос Костика Петрова снова стал бодрым и ярким. ─ Я вам потом в деталях всё расскажу, а вы оцените?

─ Конечно! Удачи тебе и, как говорится, ни пуха, ни пера! Звони, когда захочешь.

─ Спасибо! К черту! И… до свидания?

─ До свидания, Костя! Спокойной ночи!

─ И вам спокойной ночи, Тимофей Александрович!

Что может быть проще, чем сходить к кому-то или пригласить гостей к себе? Для большинства людей это вполне обычное дело, а для некоторых ─ и вовсе привычный способ провести свободный вечер или выходной день.

Для Саморукова всё было несколько иначе.

В детстве и юности Тимофея их квартира на Загородном была местом, где по всем, даже малозначительным, праздникам собирались близкие и друзья семьи. Саморуков запомнил, как скрупулезно и основательно готовятся к каждому такому приему его родные: как они выбирают подобающую поводу одежду; как накрывают стол, продумывая расположение блюд и столовых приборов с учетом рассадки гостей; как обсуждают правильные слова и фразы, допустимые при встрече каждого приглашенного. То был своего рода культ гостеприимства: всё должно соответствовать идеалу, ну, или хотя бы к нему стремиться.

Конечно, Тимофей не считал поход в гости чем-то сродни полету в космос ─ с предшествующим заучиванием алгоритмов поведения, предельной концентрацией внимания и отрепетированной перед зеркалом дружелюбной улыбкой. Нет, до такого церемониального маразма он бы никогда не дошел, но решиться запросто, с наскока, к кому-то прийти он не мог. Поэтому всё воскресное утро и первую половину дня Саморуков посвятил подготовке к визиту на Графский.

Для начала Тимофей определился со стилем и одеждой. В итоге были выбраны: твидовый серо-коричневый пиджак из испанской шерсти поверх тщательно отутюженной мышиного цвета сорочки; скромные, но породистые джинсы и такие же неброские, пусть и недешевые полуброги из гладкой кожи кофейного цвета. «Как там говорил Иозеп? Привет профессору Лэнгдону? Не совсем, но так тоже неплохо…»

Далее в плане Саморукова значилась стрижка. Тимофей принципиально не ходил в модные нынче барбершопы, и дело, конечно, не в деньгах ─ Саморуков жалел не их, а потраченного понапрасну времени: бороду он не носил, а подстричься дома машинкой ─ вопрос пятнадцати минут, спустя которые короткий ежик русых волос отлично скрывал пробивающуюся средь них седину.

Оставалось почистить позолоту на оправе итальянских, лучших из имеющихся у Тимофея очков и неплотно пообедать ─ так, чтобы, придя по приглашению жадно не набрасываться на еду и в то же время, к удовольствию хозяев, быть способным, пусть и понемногу, но всё попробовать и похвалить.

Выйдя из дома за полчаса до назначенного времени, Саморуков отправился в ближайший цветочный магазин за скромным и симпатичным, как его наставила Маша Штернлихт, букетиком.

Что такое «скромный», если применять это прилагательное к цветочной композиции, Тимофей представления не имел, посему решил ориентироваться исключительно на размер подарка и его цену. Осмотрев всё наличествующее, Саморуков купил не самый яркий и средний по габаритам букет, носящий, однако, весьма затейливое название ─ «Разнотравье Ван Гога»: в описании было сказано, что в состав входят «любимые художником луговые травы и цветы девяти разных видов», из которых Тимофей, правда, опознал только один ─ то был подсолнух.

«Дурацкое название букета ─ не суть. Главное, что он милый и приятный для глаз. А то, что какой-то рыжей соломы в нем немало, так это, видимо, отсылка к стогам сена», ─ иронично успокоил себя Саморуков, вспоминая другие картины гениального голландца и размышляя о своем ─ может быть, несколько странном ─ выборе.

Парадная, в которую предстояло зайти Тимофею, принадлежала левой части доходного дома Жевержеевых, стоящего на углу Графского переулка и улицы Рубинштейна. Этот дом, построенный в русском стиле, с башенкой и флюгером, был известен петербуржцам и приезжим в основном тем, что именно в нем располагалась одна из сцен ─ камерная ─ прославленного на всю Европу театра.

«Забавно! Сперва букет «Разнотравье Ван Гога», а теперь… фамилия архитектора этого дома. Она ведь… фон Гоген! М-да, сегодня у меня в программе сплошной импрессионизм!» ─ конечно, Саморуков мысленно шутил и дурачился, так как знал, что Александр Иванович фон Гоген никакого отношения к великому французскому живописцу не имел и стал знаменит благодаря другому ─ своим архитектурным произведениям: особняк Кшесинской, музей Суворова, Николаевская академия, Соборная мечеть, усадьбы Борки и Чернова ─ это то, что Тимофей смог бы назвать сразу, не сверяясь со справочниками и энциклопедиями.

«Интересно, что меня ждет у Степановых? Репродукции картин Дега и Моне на стенах, а на самом видном и почетном месте ─ «Психея» Берты Моризо? Вот не удивляюсь!»

В чем-то интуиция Тимофея не подвела. Однако сильно удивиться ему все-таки пришлось. И не один раз…

Рокабилли. Стиль в одежде, сформировавшийся в Штатах в 50-е годы прошлого века вместе с появлением и развитием одноименного музыкального направления.

Саморуков в моде разбирался плохо, но черты, характерные для эстетики времен послевоенной раскрепощенности и жажды праздника, в облике отрывшей ему дверь женщины он узнал сразу: темно-серое изящное диоровское платье в мелкий горох, зауженную талию которого подчеркивал неширокий красный пояс; такого же огненного цвета крупные бусы, туфли на низком каблуке и выглядывающие из-под подола тонкие кружева.

Макияж, прическа и красная же лента в темно-каштановых волосах хозяйки идеально соответствовали её наряду, формируя цельный и сногсшибательный образ.

«И вот она… она ─ мама девочки-фрика?! Я квартирой-то не ошибся?!» ─ Тимофей застыл на пороге, но произнести что-либо не мог: в тот момент он был способен только на одно ─ наслаждаться внезапно уведенным.

─ Здравствуйте, Тимофей Александрович! Входите, пожалуйста.

─ Елена?.. Здравствуйте! Спасибо! ─ Саморуков сделал шаг вперед, обернулся и подтянул за ручку входную дверь ─ раздался щелчок. ─ Что-то еще нужно сделать? Чтобы запереть?

─ Да, наверху есть такая блестящая крутилка ─ её надо против часовой стрелки повернуть, а потом сдвинуть щеколду влево до упора. У нас с Наташей красть особо нечего, поэтому основной замок верхний, а на нижний закрываем, только когда обе уходим из дома.

─ Готово, ─ Тимофей, следуя инструкции, запер дверь и опять повернулся к хозяйке.

─ Вы меня не узнаете? ─ озорно и с лукавым вызовом улыбаясь, спросила женщина.

─ Гм, а я должен вас узнать? ─ Саморуков понимал, что со стороны выглядит совершенным болваном, стоящим на пороге с обалделым взглядом и букетом цветов наперевес. Только вот ощущение своей нелепости ему почему-то нравилось. ─ Мы раньше встречались?

─ Встречались, разговаривали. В аптеке… Вы увлечено и не единожды рассказывали, чем, с точки зрения химика, различаются минеральные воды из разных источников. Не вспоминаете?

Тимофей почувствовал что-то сродни головокружению, но не болезненному, а скорее приятному. Он сделал полушаг в сторону и оперся плечом о дверную коробку:

─ Вы ─ Елена, заведующая аптекой на Марата?! Простите, я…

─ Да, но сегодня нет белого халата и волосы не собраны в скромный пучок.

Теперь Саморуков понял, почему большущие, широко поставленные серо-зеленые глаза девочки, задавшей провокационный вопрос в школе, показались ему такими знакомыми: у её мамы были очень похожие, и он любовался ими всякий раз, когда заходил в аптеку за минералкой или какими-нибудь лекарствами.

─ Значит, вы еще и мама Наташи? ─ глупее вопроса придумать было невозможно, но ничего другого в голову Саморукову не пришло.

─ Да, я её мама, ─ улыбка хозяйки изменилась: стала мягче и
потеряла все признаки кокетства или озорства. ─ Тимофей Александрович, проходите. Обувь можно не снимать ─ у нас стойкие ко всему полы.

Саморуков перевел взгляд с очаровавшей его женщины на то, что было под ногами:

─ Доски?

─ Дубовые, толщиной в дюйм. Им больше ста лет. Игорь ─ отец Наташи ─ собирал их годами по всему центру: находил квартиры, где шел ремонт, и за копейки скупал старые половые доски; потом его знакомые ─ у них было паркетное производство ─ эти доски выровняли и обработали какой-то пропиткой.

─ А как он выискивал эти квартиры? И почему ему захотелось иметь такие полы? ─ начал приходить в себя Тимофей ─ его природное любопытство снова включилось.

─ Игорь, он художник и дизайнер интерьеров. У него было много знакомых в среде строителей ─ они и подсказывали адреса. Ответ на второй вопрос следует из первого: у популярного дизайнера, а тем более столь амбициозного и… бойкого, как Игорь, гости ─ явление постоянное. Предлагать всем свежие тапочки ─ нереально: никаких запасов тапочек не хватит, ─ теперь уже немного грустно усмехнулась Елена. ─ Да и некоторые из гостей никогда бы не стали снимать обувь ─ не по чину им так унижаться.

─ И чтобы полы всё выдержали, Игорь сделал их пуленепробиваемыми? ─ попытался пошутить Тимофей.

─ Он почти так и выразился: пусть хоть на танках здесь ездят. Только он не учел другого, более важного.

─ Простите, Лена… ─ Саморуков непонимающе мотнул головой, хотя сам того не осознавая, начал подстраиваться под эмоции хозяйки. Её имя он произнес уже иначе: неформально и вместе с тем по-другому интонационно ─ ниже по тону и мягче.

─ Дело в том… ─ начала было объяснять Елена, как вдруг её перебил прозвучавший откуда-то из коридора резкий и даже гневный, как почудилось Тимофею, девичий голос:

─ Он не учел того, что он ─ папа!

Саморуков приподнялся на цыпочки и попытался заглянуть за спину Елене, но ничего кроме полосы света на полу и стене напротив двери, видимо, в ближайшую к прихожей комнату, он не увидел.

─ Извините, Тимофей Александрович… ─ Елена кивнула головой, предлагая взять паузу в их разговоре: ─ Наташа, если ты хочешь что-то сказать, то, пожалуйста, выходи и присоединяйся к нам.

─ Мама я еще не одета, ─ так же громко, но уже не гневливо ответила дочь.

─ Тогда выходи, когда будешь готова общаться нормально, а не через коридор. Хорошо?

─ Ага, я уже почти…

─ Тимофей Александрович, предлагаю пройти в гостиную. Сумку и букет, если вы не против, можно положить вот сюда, ─ Елена указала рукой на узкий журнальный столик в прихожей, обе внутренние полки которого были заставлены журналами по дизайну и архитектуре.

─ Ой! Вот я дурак-то! ─ Саморуков посмотрел на зажатый в руке букет и протянул его Елене. ─ Эти цветы, они ведь для вас с Наташей: примите, пожалуйста, в честь знакомства! Глупость сказал, правда? Мы ж знакомы! Что-то я сегодня торможу! ─ сыронизировал над собой Тимофей.

─ Ничего страшного и… огромное спасибо! ─ озорная, и невероятно идущая Елене, улыбка вернулась к ней. ─ Наташа, захвати с собой вазу ─ нам цветы подарили!

─ Цветы?! ─ прилетел из коридора восторженный ответ.

─ Именно! Им срочно нужна вода! ─ хозяйка подмигнула Тимофею.

─ Согласен. Подсолнухам точно, хотя всё остальное, ─ то, что «разнотравье Ван Гога» ─ по-моему, в ней также может нуждаться, но я не уверен, ибо в ботанике не силён, ─ подтвердил, тоже подмигнув, Саморуков.

─ «Разнотравье Ван Гога»? ─ Елена свела брови и наклонив голову, шутейно изобразила что-то вроде выражения внимания и недоверия одновременно.

─ Да, так называется этот букет: в нем собраны девять видов чудесных трав, якобы слывших фаворитами художника.

─ А я подумала, что это «Подсолнухи, васильки и…»

─ Солома? ─ подсказал Тимофей.

─ Извините, Тимофей Александрович, я никого не хотела обидеть: ни букет, ни, тем более, вас! ─ притворно сконфузилась, продолжая при этом игриво улыбаться, Елена.

─ Просто Тимофей, хорошо? И к чему мне обижаться: мой же выбор, а я знал, что он странный. Это вы, Лена, меня простите, если что не так ─ например, цветовое сочетание: не всем сейчас нравится, когда подсолнухи с васильками рядом находятся… Гм, это, действительно, васильки?..

─ Конечно, они самые. Кстати, если бы в букете были не подсолнухи, а маки, ─ как на одной из картин Ван Гога ─ то это могло бы иметь гораздо более тяжкие последствия ─ хотя бы для магазина. Ну, вы понимаете… ─ рассмеялась хозяйка. ─ Пойдемте… Наташу, похоже, нам так скоро не дождаться.

На пути в гостиную ─ вторую по счету комнату, если следовать по коридору из прихожей, ─ Саморуков разглядывал висящие на стенах картины, и это были вовсе не репродукции полотен импрессионистов: на всех оригинальных работах ─ в основном акварельных и пастельных ─ были изображены автомобили середины прошлого века ─ «Кадиллаки», «Плимуты», «Крайслеры», «Иглы» и другие шикарные, красивые машины, марок которых Тимофей не помнил. Впрочем их дизайн и пластика были хорошо узнаваемы благодаря фильмам тех лет или более поздним, но посвященным тому времени.

─ Лена, все эти картины нарисовал папы Наташи, то есть Игорь? ─ Саморуков вошел в просторную светлую гостиную и остановился у одной из картин, изображавших машину, знакомую Тимофею гораздо более других, и уже не только по фильмам.

─ Это работы Игоря, а машинка, та, на которую вы сейчас смотрите, ─ мой «Бюьик».

─ «Бюьик»? Только ведь это «Москвич», верно?

─ «Москвич-407», 1961 года выпуска, но моя мама называла его не иначе, как «Бьюиком». Она его очень любила.

─ Я такой расцветки раньше не видел: светло-кремовый верх и бордовый низ. Она… фантазийная?

─ Нет, оригинальная ─ на внутренней стороне крышки багажника до сих пор есть бумажная этикетка с упоминанием завода, выпускавшего эти краски. «Победа рабочих» назывался завод, если правильно помню.

─ Вот это да! Машинка еще на ходу, и… ваша?

─ Моя, и еще как на ходу! Езжу я на ней, правда, не часто ─ берегу. По большей части стоит в отапливаемом и охраняемом гараже, но при этом с заправленным баком и всегда готовая к приключениям, ─ ласково улыбнулась Елена.

─ В отапливаемом?! Не многие так серьезно к этому относятся! Это же дорого, наверное, обходится?

─ Дорого, а как иначе?! Это же не только раритет: сто процентов оригинальных комплектующих, всё работает (даже ламповый радиоприемник!) ─ наш «Бьюик», он был другом моих родителей, ─ они погибли при крушении туристического автобуса во Вьетнаме ─ а теперь… память о них, и он ─ мой друг.

─ Простите, я…

─ Это вы простите, Тимофей, не хотела я о грустном… В общем, аренду гаража мы с «Бьюиком» частично компенсируем, позируя на фотосессиях: ему полезно проветриться и размяться, а нам с Наташей развеяться ─ не всё же работой и учебой жить.

─ На фотосессиях? И вы обе выступаете в качестве моделей?!

─ Работает в основном «Бьюик», мы с Наташей редко и всегда в массовке. А фотосессии свадебные или тематические ─ те, что в рамках вечеринок, которые организует клуб.

─ Клуб владельцев ретро-автомобилей?

─ Нет, танцевальный.

─ Гм, тогда ─ рокабилли?

─ Верно. Когда-то мы с Игорем там и поженились, ─ Елена подошла к одному из книжных шкафов, меж которых размещался широкий, оливкового цвета, кожаный диван. ─ Стол уже накрыт, осталось вынести еду ─ я за ней и… Наташей. Что-то она замешкалась… а вы присаживайтесь, пожалуйста, если хотите. Можете книжку какую-нибудь пока полистать ─ они, правда, либо по химии и фармации, либо по теории искусства, но всё же… Вы ничего не имеете против итальянской кухни: минестроне, сальтимбокка по-римски, домашний выпечки чиабатта?

─ Итальянской? Нет! В том смысле, что я её фанат ─ если бы не был так ленив, то каждый день пёк бы себе свежую пиццу! ─ рассмеялся Тимофей.

─ Пекли бы себе?

─ Я живу один, бывшая жена с сыном в Германии: Галя в университете преподает, что-то с недвижимостью у неё еще вроде получается, а Даня, он в джазовом оркестре играет на барабанах.

─ Странное совпадение: Игорь тоже в Германии ─ катается на своем «Харлее» по Мюнхену и окрестностям, а в свободное время придумывает интерьеры для богатых клиентов.

─ В свободное время?

─ Он сделал очень хорошую карьеру в Европе и теперь может себе позволить работать исключительно по желанию ─ Игорь берется лишь за то, что ему интересно как художнику. Он и здесь хорошо зарабатывал: отсюда эта квартира в четыре комнаты, мебель, техника… ─ Елена посмотрела на часы. ─ Тем временем пора выключать духовку ─ не скучайте, мы скоро, ─ хозяйка по-танцевальному грациозно развернулась и вышла из комнаты с подаренным букетом в руках, предоставив Тимофею возможность побыть одному и осмотреться…

«Ого, ничего себе!» ─ только теперь Саморуков обратил внимание на то, что эта большая, площадью не меньше сорока квадратных метров, комната действительно была богато и со вкусом обставлена. Классическая мебель цвета вишни: внушительных габаритов сервант и книжные шкафы с расстекловкой вдоль стен; в центре ─ большой овальный стол и массивные стулья вокруг него; камин напротив упомянутого роскошного кожаного дивана; журнальный столик и два кожаных же кресла между окон. Светильники ─ люстра, торшер и настенные бра ─ тоже впечатляли своими изысканными формами и качеством исполнения. На обеденном столе, сервированном на три персоны, красовались пока пустые фарфоровые тарелки, соусники, хрустальные бокалы, а также серебряные, как подумал Тимофей, столовые приборы: «М-да, мне на такое великолепие лет сто пришлось бы копить…»

Саморуков обошел комнату по периметру и направился к одному из двух окон: «А что у них с видом? Графский ─ улочка узенькая…» Но и тут ему пришлось несколько удивиться: из-за того, что фасад здания напротив квартиры Степановых был г-образным в плане и его основная часть отстояла от проезжей части больше, чем у других домов, пространства за окнами оказалось не так и мало.

─ Здравствуйте, Тимофей Александрович. Цветы уже вазе, вот она… ─ за спиной Тимофея раздался звонкий голос Наташи. Обернувшись на него, Саморуков увидел второе за этот день восхитительное создание: юную красавицу
в синем клетчатом платье диоровского, как и у мамы, силуэта, точно в тон которого были подобраны лента, перехватывающая волосы, и аккуратные туфельки. Озорные же глаза и улыбка девочки довершали картину почти что полного сходства с матерью и были не менее прекрасны.

─ Наташа?! ─ оторопело то ли спросил, то ли утвердил Тимофей. ─ Здравствуйте!

─ Спасибо вам за букет ─ он маме и мне очень понравился. Я поставлю его в центре, хорошо? ─ не дожидаясь ответа Саморукова, Наташа прошла вперед и установила скромную, но дивной красоты белую фарфоровую вазу с цветами посередине обеденного стола.

─ Да, так стало как-то уютнее, ─ улыбнувшись, согласился Тимофей.

─ И я об этом! Вообще мне не очень нравится этот папин интерьер ─ слишком уж круто, дорого и… чопорно что ли. Не знаю, так можно сказать?

─ По-моему, не совсем по-домашнему, и, скорее, клубно. Хотя, с другой стороны, да, очень круто ─ я в таких гостиных никогда раньше не был ─ для меня это, можно сказать, честь, ─ Тимофей несколько театрально и с улыбкой поклонился, понимая, что шутка эта, что называется, на грани, но всё же рискнул.

─ На то и было рассчитано! ─ по-детски отрыто рассмеялась Наташа. ─ Папа хотел создать дома что-то вроде клуба джентльменов. Ну, как в кино! И чтобы все впечатлялись!

─ С этой комнатой у него, по-моему, получилось.

─ Наверное, ─ демонстрируя безразличие, пожала плечами девочка. ─ Я здесь почти не бываю ─ только когда помогаю маме с уборкой: тут мне всегда быстро становится скучно и… пусто.

─ Наташа, я думаю, это решаемо. Вопрос ведь в назначении этой комнаты: она для общения с гостями, с друзьями, ─ Тимофей интуитивно начал прощупывать ситуацию. ─ А камин настоящий?

─ Настоящий! Хотите, разожжем?! ─ и в очередной раз не удосужившись получить ответ, Наташа направилась к камину.

─ Наташа, но ведь не холодно. Да и светло еще ─ майский день на дворе… ─ Саморуков пожалел о своем вопросе про камин.

─ Ну и что?! Мне нравится, как поленья потрескивают! Помогите, пожалуйста: в левом ящике серванта ─ рядом с вами ─ должна лежать такая длинная-предлинная зажигалка, а я пока всё настрою!

─ Хорошо, а твоя мама не будет нас ругать?

─ Не будет, это её идея ─ я лишь ухватилась за ваш вопрос, ─ без тени смущения ответила Наташа.

─ Девушки, ну вы даете! ─ воскликнул, а затем хохотнул Тимофей. ─ Вы всегда так в паре работаете?

─ Конечно. Мама ─ мой лучший друг!

─ Вот зажигалка… ─ Саморуков передал девочке нечто блестящее и похожее на пистолет с длинным стволом. ─ А одноклассники… они к вам в гости приходят?

─ У меня в школе нет друзей.

─ Ну, я не о друзьях-друзьях, а, гм… о товарищах ─ о тех, с кем можно просто поболтать, например.

─ О чем? ─ Наташа положила очередное взятое из кованной дровницы, полено в камин, и серьезно, совсем по-взрослому, посмотрела на Тимофея.

─ Хотя бы о химии.

─ Они не догоняют.

─ В смысле?

─ Все в школе идут по программе, а я… впереди неё. Как мне с ними говорить? Глупо получается: я учусь лучше и знаю больше их, но еще я люблю своих кукол. Все там говорят, что я, как маленькая, «играю в куклы» ─ из-за этого меня гнобят и смеются надо мной.

─ Гм, замечательное сочетание интересов ─ куклы и химия… ─ Саморуков произнес эту фразу ровно и как бы обыденно, хотя внутренне почти возликовал.

─ Замечательное? Почему? Сейчас разожгу огонь… ─ Наташа резко отвернулась от Тимофея и наклонившись, начала колдовать с зажигалкой и какими-то оранжево-бурыми щепками.

 ─ Одна из моих знакомых, хотя она и старше тебя… кажется, я перешел на «ты», прошу простить…

─ Это хорошо, а то было странно ─ я ж еще ребенок, а с детьми все на «ты», ─ перебила Наташа.

─ Так вот, эта моя знакомая, ─ продолжил Саморуков, ─ её зовут Аня, она тоже любит своих кукол. В этом году оканчивает Институт текстиля и моды…

─ Я о нем слышала ─ это «Тряпочка»: ну, все так говорят, а мамин институт так же противно называют «Таблеткой», ─ девочка снова не дала Тимофею возможности закончить фразу.

─ Наташа, я договорю, хорошо? ─ Саморуков начал раздражаться, но сдержался и не изменил нейтральный тон. ─ После института Аня собирается открыть бизнес ─ проектировать и шить для кукол разные прикольные костюмы и платья, и, думаю, ей может понадобится помощница.

Наташа щелкнула зажигалкой, убедилась, что пламя захватило бурые щепки и повернулась к Тимофею.

─ А от тех, кто интересуется не только модой и куклами, но и наукой, она не шарахается? ─ бесцеремонно, в лоб, спросила младшая Степанова.

─ Нет, её жених, Костя ─ мой друг и ученик ─ кандидат наук. И я уверен, тебе с ним тоже будет о чем поговорить: он ─ ученый-химик, преподает в ВУЗе. С детьми тоже занимается. И вот что еще: если всё пойдет по плану, то Костя будет организовывать клуб юных химиков при институте, где я работаю. И там тоже будет нужна помощь ─ особенно пригодится помощь ученицы, любящий предмет и желающей знать больше, чем дают учебники.

─ Тимофей Александрович, вы можете меня с ними познакомить, например, в следующие выходные? Ну, если вы не очень заняты? ─ Наташа произнесла это спокойно, но очень уверенно и с нехарактерным для детей волевым напором, чем совершенно застала Саморукова врасплох.

─ В следующие выходные?.. Я попробую, но не уверен, что получится… У них вчера должна была состоятся помолвка, поэтому…

─ Наташа, ты с Тимофеем Александровичем еще толком не успела познакомиться, а уже срочно требуешь, причем от него самого, знакомства с другими людьми. Как-то некрасиво… ─ с огромным подносом в руках в гостиную вошла Елена. ─ Я сейчас это всё здесь оставлю и пойду за соками, а ты расставь блюда, пожалуйста.

─ Я не о том, мама… Хорошо, сделаю, ─ Наташа коротко кивнула, пошла к столу и принялась переставлять принесенное матерью на стол, но не сдалась: ─ Тимофей Александрович, я не хотела вас обидеть… Я вас попросила по двум, точнее по трем, причинам. Во-первых, вы сами предположили, что с этими людьми ─ Аней и Костей ─ мне может быть интересно, и я с этим согласна. Во-вторых, они взрослые, но… они молодые взрослые ─ они еще… много мечтают, а для меня это важно, понимаете?

─ Да, понимаю. О теориях взросления я читал, поэтому логику вижу. А третья причина? ─ Саморукову было странно разговаривать с милой девочкой, рассуждающей как зрелый или хотя бы уже неплохо образованный человек.

─ А третья ─ она эгоистическая. Наверное, это плохо, но я не хочу врать: скоро закончится четверть, потом будут каникулы ─ что мне делать три месяца? Да, в школе мне скучно, но там я занята хоть чем-то. А летом? Дача есть, но бабушка и дедушка погибли, и мама теперь не любит туда ездить. В общем, мне нужно занятие, и лучше тех, что вы предложили, не придумать. Вот…

─ Всё расставила? Молодец, спасибо! ─ Елена внесла два запотевших, хитрой конструкции ─ с полостями для льда сбоку ─ графина. ─ А ты таки упорствуешь?

─ Мама, я объяснила свой интерес к этим знакомствам Тимофею Александровичу, и думаю, что он…

─ Не против, ─ с улыбкой закончил за Наташу фразу Саморуков, ─ я поговорю с ребятами. Только сперва дождусь, когда они сами выйдут на связь ─ помолвка, тем более такая внезапная, как у них, ─ дело нервное.

─ Спасибо, Тимофей Александрович! Я знала, что вы умеете дружить! ─ импульсивно и в тот момент, казалось бы, радостно, на одном дыхании, выпалила Наташа, но затем, внезапно опустив свои волшебные глаза и спрятав руки за спину, тихо добавила: ─ Даже с такими чокнутыми, как я.

Внимательно глядя на девочку и вслушиваясь в её интонации, Тимофей про себя подумал: «Мария Генриховна, то, о чем ты просила, ─ это сложно, но я стараюсь, и вроде пока выходит. Дальше дело за тобой ─ подготовить Аню к последствиям моего экспромта…»

─ Прошу к столу! ─ хозяйка установила графины на резные деревянные подставки. ─ Наташа, ты знаешь, что есть что и где оно. Поухаживай, пожалуйста, за нашим гостем, ─ дивная улыбка Елены была при ней, но чувствуя напряжение в её голосе, Саморуков поспешил разрядить обстановку.

─ Наташа, минестроне я легко разолью по тарелкам, ─ это умею ─ а вот с сальтимбоккой, увы, случаются затруднения ─ я так и не научился ровно и красиво ─ как в ресторанах ─ её подавать: жду твоей помощи.

─ Тимофей Александрович, мне мама объясняла и показывала: там есть маленький поварской секрет, но зато получается как раз красиво. Только, чур, сперва суп! ─ совершенно по-хулигански, но при этом кокетливо по-девчачьи улыбаясь, Наташа передала Тимофею свою тарелку.

─ Конечно, он сперва… ─ Саморуков открыл супницу и взялся за серебряный, с императорской монограммой, столовый половник. ─ Первая готова, теперь передай, пожалуйста, мамину тарелку…